Как любому мудрецу – все пантоны вам к лицу.

5 августа 2013

Что такое цвет, паспорт цвета (pantone), и как получить изображение после печати такое же, как было на экране. Делимся знаниями.

Зеленый, красный, пурпурный, голубой, черный, фиолетовый… Да много еще каких цветов бывает! Мы их знаем с детства. Наш глаз легко может определить область цвета. Но с развитием технологий, стала развиваться и печать. Глубина, яркость, насыщенность, оттенок, цветовой охват и другие термины, выражающие качества цвета стали входить в нашу жизнь. И сказать, что платьишко зеленое или фисташковое, можно – но любой, кто сталкивался с воспроизведением цвета, дизайном или полиграфией, однозначно опешит от данного утверждения.

В чем же дело? Почему так сложно напечатать в типографии или на принтере нужный цвет? Попробуем разобраться и понять.

И начнем мы с простого примера. Загадываем цвет, берем две банки: белой эмали (краски) и банки колера. Задача: смешать две банки так, чтобы на выходе получить задуманный цвет и окрасить помещение. Кажется, все достаточно просто. Добавил колер – на глаз определил цвет, примерно. Банки напомню две, и в обоих должен получиться один цвет. Переборщили с колером – добавили краски, вышло слишком светлым – добавили колера. Хорошо. Выполнимо. Идем дальше. Добавить два разных колера в две банки и так что бы получился один цвет в обеих банках. Справились? Усложним: четыре колера, две банки. Тут уж точно наше помещение будет очень уж «цветастым».

Этот пример нам показывает, как принтер воспроизводит цвет. Дело в том, что любое задание, отправленное на принтер, подвергается некоторым изменениям. А именно изменениям цвета. Принтер получает задание, анализирует, убирает цветовые области, которые не способен воспроизвести, и заменяет их на тот цвет, который напечатать можно. Отвечает за этот процесс искажения растровый процессор. Он достаточно хитрым и одному ему известным способом делит цвет на точки разных цветов, которые уже после печати сольются и, по задумке производителя принтера, воспроизведут желаемый результат. Что бы было понятно на описанном примере – белая краска это бумага, а колер это чернила для принтера или тонер.

Исходник. А в нашем случае, цвет который показывает монитор. Что тут не так?

Принтер печатает свои точки на белом путем смешения, в основном четырех красок CMYK, а вот монитор нам показывает изображения на черном, или правильней от черного. Т.е. в дисплее, будь он стеклянным или тонким, цвет представляется в виде большого количества красных, синих и зеленых точек на черном фоне. И очень многое зависит от точной настройки этого самого дисплея, и если быть уж совсем точным, от калибровки цветовых настроек производителем, качества самого дисплея, цветового профиля монитора в программах и еще некоторых особенностей, которые лучше опустить, чем описать. Это как в примере загаданный цвет.

Итак, теперь понятно, почему у нас цвета не «пляшут». После печати зеленит, краснит, синит, а на дисплее - глаза режет. Все дело в согласовании цветов между устройствами.

Цветовая модель Pantone – стандартизированная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. Фирма основана в 1950 году и основная идея на то время как раз и заключалась в том, чтобы предложить всем одинаковую трактовку цвета. На веере цветов-пантонов выбираем нужный, читаем состав и просто добавляем в нужной пропорции колер в наши банки. Panton 273 = 100 (C)yan, 96 (M)agenta, 0 (Y)ellow, 8 bla(K) в модели CMYK или #000dff в модели RGB или по простому – голубой цвет. С банками, надеюсь, разобрались.

Согласование цвета.

Делается достаточно просто. Нужен идеальный глаз и куча свободного времени для экспериментов с цветом. Шутка. На сегодняшний день существует ряд приборов, таких как колориметры и спектрофотометры. Эти устройства обладают идеальным глазом и учитывают уйму нюансов, начиная от освещенности помещения разными типами ламп и заканчивая измерением белизны бумаги. Прибор крепится к монитору, измеряет длину волн каждого цвета, вносит корректировки согласно пантона (прошитого в памяти устройства) в цветовой профиль монитора. После этого печатается несколько тестовых шкал с образцами цветов и автоматически выстраивается цветокорректирующий профиль принтера. И происходит чудо! Отпечаток принтера можно поднести к дисплею и получившийся цвет будет совпадать!